Паслугі кампаніі

Адбыўся круглы стол на тэму «Забеспячэнне надзейнасцi складанай тэхнiчнай прадукцыi»

16.09.2022

Мероприятие прошло 15 сентября 2022 г. в онлайн и офлайн форматах в Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации (БелГИСС).

Участие в нем приняло более 50 специалистов промышленных предприятий республики. Спикерами выступили специалисты Российской Федерации и Беларуси.

Открывая мероприятие, директор БелГИСС Александр Скуратов отметил, что ознакомление с опытом Российской Федерации по данной теме позволит «начать дискуссию в Республике Беларусь по вопросам надежности сложной технической продукции, активизировать деятельность ТК BY 33 «Надежность в технике», начать работы по оценке действующих технических условий, стандартов по показателям надежности».

Стоит отметить, что все спикеры подчеркивали, что вопросы надежности сложной технической продукции неразрывно связаны с ее безопасностью и качеством.

– В стандартизации ключевым моментом является обеспечение безопасности, – обратил внимание генеральный директор Национального исследовательского центра контроля и диагностики (АО «НИЦ КД») Валерий Шолкин. – В Стратегии ISO до 2030 года устанавливаются различные цели, в том числе и обеспечение безопасности. Девиз стратегии – сделать жизнь легче, безопаснее и лучше. А для обеспечения безопасности ключевую роль играет надежность.

Начальник НИО-10 АО «НИЦ КД», ответственный секретарь ТК 119 «Надежность в технике» (Российская Федерация) Ирина Львова рассказала о деятельности данного технического комитета. В его ведении находится 44 стандарта, из них 7 межгосударственных, 37 национальных (в течение 10 лет были обновлены 24 стандарта). Кроме того, разработаны различные руководящие документы, рекомендации по стандартизации, методики, инструкции и др.

Деятельность комитета касается общих вопросов менеджмента надежности, включая оценку, мониторинг и управление процессами, влияющими на надежность составных частей любой сложной технической продукции, в частности электронных компонентов, оценки показателей надежности, их прогнозирования. Особое внимание сегодня уделяется вопросам надежности, связанным с экономическими аспектами.

ТК 119 активно взаимодействует с техническими комитетами международных организаций ISO/TC 199 «Безопасность техники» и IEC TC 56 «Надежность». «Большое внимание уделялось разработке стандартов на основе Международного электротехнического словаря IEC 60050. На его базе разработаны два национальных взаимосвязанных стандарта. Один больше касается технической надежности объекта, второй рассматривает термины более широкого направления, о которых говорилось выше», – поделилась опытом Ирина Львова.

Важное дополнение к ее выступлению сделал советник генерального директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский институт стандартизации» Юрий Будкин: «Современные подходы, связанные с управлением рисками, в частности стандарты IEC по менеджменту риска, по большей части ориентированы на вопросы управления надежностью через управление рисками. Имея стандарты, связанные с обеспечением надежности, к которым можно отнести такие межгосударственные стандарты системы «Надежность в технике» (ГОСТ 27.), устанавливающие основные термины и определения, общие правила задания требований надежности и др., сегодня у нас есть достаточно оснований для разработки стандартов, направленных именно на управление надежностью».

Далее Юрий Будкин подробно раскрыл вопросы, связанные с темой «Надежность в технике. Управление ресурсом на стадиях жизненного цикла продукции». При проведении работ в этом направлении осуществлялось сотрудничество со специалистами железнодорожной, судостроительной, ракетно-космической отраслей.

В настоящее время разработана техническая нормативная база, которая позволяет создать платформу для дальнейшего развития в данном направлении. Она состоит из следующих компонентов:

– стандартов системы «Надежность в технике»;

– единой системы конструкторской документации (особенно эксплуатационная и ремонтная документации);

– стандартов по менеджменту риска, разработанных на основе стандартов IEC, которые позволяют говорить об управлении надежностью;

– системы постановки продукции на производство.

К слову, стандарты в области надежности включены в перечни стандартов к техническим регламентам ЕАЭС, касающимся железнодорожной продукции. В них в том числе отражены вопросы модернизации подвижного состава и продления срока службы. Таким образом установлена зависимость между надежностью как составной частью элемента качества сложного технического изделия и вопросами, связанными с управлением ресурсом этого изделия.

Опыт белорусской стороны представил начальник отдела методологии качества и системного менеджмента БелГИСС Игорь Шкадрецов. Вопросы обеспечения надежности были рассмотрены им с точки зрения систем менеджмента организаций. «Систему менеджмента надежности мы можем представить как часть системы менеджмента качества, которая обеспечивает это качество во времени», − сказал Игорь Шкадрецов. Он представили терминологию, связанную с надежностью, обозначил основные компоненты этого понятия, рассказал о методах оценки показателей.

Сегодня в Беларуси действует серия стандартов для машиностроения, устанавливающих требования к инженерным техникам менеджмента качества, включая надежность: СТБ 2582-2020 (методика APQP), СТБ 2484-2016 (методика PPAP), СТБ 1506-2021 (методика FMEA), СТБ 1505-2015 (методика SPC), СТБ 2450-2016 (методика MSA).

Была продемонстрирована модель оптимизации эффективности в проектах и для конечного потребителя в жизненном цикле продукции.

Спикер отметил, что системная база менеджмента качества создает основание для дальнейшего развития менеджмента надежности.

По окончании выступлений участники круглого стола обсудили отдельные аспекты рассматриваемой темы.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!